
Четверть века назад Содружество независимых государств, появившееся на развалинах СССР, представлялось некоей формой цивилизованного развода бывших советских республик. Однако процесс развода затянулся. Одни государства продолжали ориентироваться на Москву, вступили Организацию Договора коллективной безопасности, механическое объединение двусторонних военных связей с Россией. Другие — страны Балтии, Молдавия, Украина — попытались сблизиться с Европейским союзом. Чем дальше, тем больше во внутренней политике тех, кто связывал свое будущее с Россией, нарастали авторитарные тенденции. Впрочем, ситуация решительно изменилась после аннексии Крыма и начала гибридной войны в Украине. Даже самые близкие союзники Кремля увидели опасность в попытках Путина создать «русский мир». Тем более что чем дальше, тем больше в этих странах усугублялись внутренние противоречия, которые невозможно разрешить демократическим путем

В чем-чем, а в краткости составителей ежедневных бюллетеней российского Минобороны «по развертыванию российского воинского контингента миротворческих сил в зоне нагорно-карабахского конфликта» обвинить трудно. Они дотошно перечисляют количество беженцев, вернувшихся к местам проживания, число жителей, которым была оказана помощь российскими военными медиками. А также то, сколько мин обезврежено и сколько зданий восстановлено. И тем удивительнее лапидарность в описании первого инцидента в зоне конфликта: «11 декабря в Гадрутском районе зафиксировано одно нарушение режима прекращения огня. Действиями российских миротворцев возможность дальнейшего обострения обстановки была пресечена».




Федеральные телеканалы денно и нощно освещают развертывание российских миротворцев в Нагорном Карабахе. Без внимания не остается ни одна посадка транспортного самолета. На разные лады общественность убеждают, что российский солдат в очередной раз принес мир в регион и что под сенью дружеских штыков вот-вот произойдет полное урегулирование. Главный российский начальник даже заявил: «Надеюсь, что мы уже не будем употреблять это словосочетание — "нагорнокарабахский конфликт"». Ну ладно российская власть и ее штатные пропагандисты. О том, что Москва укрепляет свое положение в Армении, заговорили и вполне независимо мыслящие люди.




Вечером 9 ноября Армения, Азербайджан и Россия подписали трехстороннее соглашение о немедленном прекращении боевых действий в Нагорном Карабахе. И главное в этом соглашении то, что оно именно трехстороннее. Никакой Франции, никакой Германии и (!) — ни слова об участии Турции в урегулировании конфликта. Возможное присоединение Турции к миротворческому контингенту будет отдельно обсуждаться в ходе переговоров между российской и турецкой стороной. Понятно, что Реджеп Эрдоган сейчас предпримет определенные усилия, надавит на Ильхама Алиева, чтобы каким-нибудь образом переломить ситуацию, но на данный момент дела обстоят именно так, как описано выше.

